Преемник ордена Тамплиеров в королевстве Португалии, военный Орден Христа восходит к средневековому «Ордену Рыцарей нашего Господа Иисуса Христа», утвержденному 14 марта 1319 г. авиньонской буллой Папы Иоанна XXII "Ad ea ex quibus " с бенедиктинским уставом. Король Диниш I (1261-1325) подал прошение о создании нового ордена взамен подвергнутого гонениям Ордена Рыцарей Тамлиеров (запрещенного Папой Клементом V на Совете в Вене в 1312 г.) Первым Великим Магистром ордена был Дон Жил Мартинш (ум в 1321 г), который до этого был избранным Магистром Ордена Св. Бенедикта Ависского .
Орден принял облик религиозного военного ордена, где рыцари ложи принимали обеты нищенства, безбрачия и послушания. Первоначально местонахождением ордена был средневековый город Каштру Марин в Алгарве. Однако в 1357 г. в правление Педру I (1357-1367), когда реконкиста уже давно завершилась, Орден переместился в Томар, бывшую резиденцию Ордена Тамплиеров в Португалии, в правление Великого Магистра Дона Нуну Родригеша – 6-го Магистра ордена.
Последним избранным Великим Магистром Ордена был Дон Лопу Диаш де Соуза, который умер в 1417 г. К тому моменту король Жуан I (1385-1433) женившийся на королеве Филиппе Ланкаширской, попросил Папу передать должность Коменданта, главы ордена, своему третьему сыну, принцу Генриху-мореплавателю (1394-1460).
В 1420 г. Дон Энрике принял титул Коменданта Ордена, что ознаменовало начало нового периода, который стал лучшим в истории Ордена, связав его предназначение с Географическими открытиями.
В период его правления Орден был реформирован Жуаном, Архиепископом Ламегу в 1449 г. с одобрения Папы Евгения IV. В должности Коменданта Ордена принца Энрике сменил его племянник и приемный сын Фернандо, сын короля Дуарте I , умерший в 1470 г.
В 1484, Мануэль, Герцог Бежа, становится XI Комендантом Ордена и он признан наконец Великим Магистром Папской буллой Лео X "Constante fide " от 30 июня 1516 г. после вступления его на португальский престол в 1495 г. Его сменил его сын, Король Жуан III, с подтверждения Папы Адриана VI в его бреве "Eximiae devotionis" 14 апреля 1523 г.
Однако в 1551 г. после кончины Принца Жоржи (1481-1550), Герцога Коимбры (незаконнорожденного сына Короля Жуана II ) – Великого Магистра Орденов Ависского и Св. Иакова, в правление Жуана III (1521-1557), Папа Юлиан III передал навечно ( in perpetuum ) , управление всеми Военными Орденами Короне.
К середине XVI в. орден уже насчитывал не менее четырехсот пятидесяти командорств с ежегодным доходом в полтора миллиона ливров и являлся важнейшим источником королевского могущества.
Хотя рыцари больше не принимали монашеских обетов, контр-реформация питала надежду на духовное возрождение с назначением папским ревизором Антонио Лиссабонского. В 1523 г. Жуан III направился в Томар и созвал там Собрание Ордена, возложив на Брата Антонио Лиссабонского обязанность реформировать орден. В 1529 г. новые статуты были одобрены, а братья-монахи (духовные братья ордена) были поселены в конвенты. Таким образом, что касается духовных братьев, орден стал соответствовать общим правилам. Для привлечения новых духовных братьев Жуан III приказал построить конвент ордена в Томаре.
Главный приор был устранен с должности и все священники и монахи ордена должны были впредь вести монастырский образ жизни в Томаре, носить монашеское облачение и крест ордена. В конвенте было построено новое жилое здание и трапезная. Новички после года испытательного срока должны были принимать монашеские обеты. Получив место приора, Дон Антонио убедил Пия V передать ему практический контроль над всеми конвентами ордена в 1567 г. и затем стал искать пути уменьшения влияния рыцарей. Король Себастьян выразил протест и получил подтверждение полномочий Великого Магистра, но религиозные члены ордена были теперь практически отделены от ложи, военных членов ордена. Себастьян умер в 1578 г., не оставив наследников, и его сменил его двоюродный дед, Энрике I , последний принц легитимной линии дома Авизов, принявший сан и бывший Кардиналом. Он умер в 1580 г., после чего трон был занят испанским королем Филиппом II по линии его матери, Изабеллы, приходившейся старшей дочерью Мануэлю I и сестрой Энрике I. Ни один из претендентов на трон не смог противостоять в тот момент огромному могуществу соседа, и последующие шестьдесят лет стали для Португалии бедствием. Испания использовала порты страны как базу для размещения армады и атак на Английские суда. Неизбежно заморские португальские владения и торговля с Индиями оказались под ударом и под прицелом многочисленных сильных врагов Испании. Управление было небрежно; огромные потоки американских доходов размазывались на удержание штурмуемых ото всюду обширных границ Испанской империи. Наконец в 1640 году успешно были изгнаны испанские оккупационные силы, и королем Жуаном IV был провозглашен внук герцога Браганса.
В 1789 г. Мария I провела секуляризацию трех традиционных военных орденов с одобрения Папы Пия VI , который подтвердил полномочия на них португальской короны в своем бреве "Qualqunque a majoribus" 18 августа 1789 и разрешил королеве провести реформу Военного Ордена Христа. Таким образом, орден, в том, что касается светских братьев, стал скорее рыцарским, его сущность стала аристократической.
Орден при Республике - государственная награда
В 1910 Республика упразднила все ордена, но в 1917, в конце великой войны, некоторые из них были восстановлены в качестве государственных наград для признания выдающихся заслуг перед страной, должность же Великого Магистра принадлежала главе государства – Президенту Республики.
Статуты военного ордена Христа вместе с другими португальскими наградами несколько раз пересматривались в годы первой республики (1910-1926), затем в 1962 и вновь в 1986. Президент Республики является Великим Магистром Ордена.
Военный Орден Христа вместе с военными орденами Ависским и Сантьяго меча составляют группу «старинных военных орденов», находящуюся в управлении Канцлера и совета из восьми членов, назначаемых Президентом Республики, с тем чтоб оказывать ему как Великому Магистру помощь во всех вопросах, касающихся управления орденами.
Орденом могут награждаться и военные и штатские, португальцы и иностранцы за выдающиеся заслуги перед Республикой в парламенте, правительстве, на дипломатической службе, в суде, органах власти и на государственной службе.
Орден, который следует по значимости за Орденом Меча и Башни, Отваги, Верности и Отличия и предшествует воинскому Ависскому ордену имеет пять классов: Великий Крест, Старший Офицер, Командор, Офицер и Рыцарь/Леди.
Добавлено (13.08.2007, 22:47)
---------------------------------------------
Источник http://www.igrejabranca.ru/religion/Christ.htm