На сегодняшний день считается, что орден произошел от ополчения рыцарей, основанного в правление короля Д. Афонсу Энрикеша где-то после 1166 г. для обеспечения обороны недавно отвоеванной Эворы. Это было также время правления халифа Абу Якуба Юсуфа (1163-1184), лидера зарождавшейся империи Моахидов в Северной Африке и Ал-Андалусе, с которым между 1173 и 1178 гг. было заключено перемирие [1] . По многим источникам, орден под именем "Ordem Nova" был учрежден 13 августа 1162 г. Афонсу Энрикешем в Коимбре, и первым магистром ордена явился побочный сын короля Дон Педру Афонсу. Затем его сменил на этом посту Гонсалу Виегаш, который отправился вместе с братьями в Эвору, и примкнул там к рыцарям Эворской Милиции. Так первоначально образовался Ависский Орден.
Около 1187 г., пытаясь получить признание церкви, орден принял устав и структуру Ордена Калатравы и стал известен как Эворская Милиция Ордена Калатравы.
Кастильский Военный орден Калатравы был основан королем Санчо III Кастильским, даровавшим город Калатрава, заброшенный тамплиерами, рыцарю Сан Раймундо де Фитеро и его братьям, образовавшим ополчение для защиты Калатравы от мавров.
Новый орден был утвежден папской буллой Александра III в 1164 и принял устав Цистерцианского ордена.
Эворская милиция ордена Калатравы приобрела характер монашеского военного ордена, рыцари которого давали обеты нищенства, целомудрия и послушания с обязательством сражаться с маврами.
Орден следовал уставу Св.Бенедикта до 1187 г., когда он принял Цистерцианский устав. Папа Целестин III (1191-1198) утвердил орден в 1192 г .
В 1211 г. король Португалии Д. Афонсу II даровал город Авиш магистру Эворской милиции Фернанду Аннешу (Fernão Annes), который укрепил город и построил крепость и конвент. Завершив укрепление Авиша, эворские братья переместили туда свою штаб-квартиру около 1223-1224 в период руководства Фернанду Родригеша Мунтейру (Fernão Rodrigues Monteiro), магистра ордена в Португалии. С тех пор ополчение стало известно как Ависский орден.
Ависский орден под предводительством своего магистра, Мартина Фернандеша, участвовал в осаде и завоевании Севильи в 1248 г. под командованием Св.Фердинанда III, короля Кастилии.
Было издано несколько папских булл (Григория VIII, Quoties a nobis, 1187 г.; Иннокентия III, 1199 г., 1201 и 1214 гг.) относительно владений Ордена Калатравы в Португалии, подтверждая, что Эворский орден был отделением Ордена Калатравы.
Тем не менее, булла Иннокентия III "Religiosis vitam eligentibus" от 21 мая 1201 г. была адресована явно" Magistro et fratribus Elborensis milicie, professis ordinem Calatravae", утверждая владения ордена в Португалии (которую другие буллы рассматривали как принадлежность Ордена Калатравы), и даруя братьям Эворы такие же привилегии, свободы и иммунитет, как рыцарям Калатравы.
Хотя орден формально зависел от Великого Магистра в Кастилии на правах инспекции и утверждения избранных провинциальных магистров, с самого начала ему был присущ национальный автономный характер. Политически орден зависел только от португальских королей.
Короли Португалии даровали Ависскому ордену обширные земли из отвоеванных у мусульман территорий. Так или иначе, с начала XIII в. португальские рыцари начали избирать собственных магистров.
Впоследствии, когда реконкиста в Португалии и Алгарве была уже завершена (1249 г.), королевство находилось с Кастилией в латентном состоянии войны, формальная зависимость Ависского ордена от Ордена Калатравы стала опасна для интересов португальской короны.
Учитывая эти обстоятельства, король Д.Диниш стал добиваться от Рима признания независимости от иностранного правления для орденов Сантьяго и Авиш одновременно с созданием военного ордена Иисуса Христа, наследующего обширные владения Тамплиеров в Португалии.
Первым практическим результатом его обращений стала булла Николая IV Pastoralis officii, датированная 17 сентября 1288 г., предписывающая португальским братьям Сантьяго избирать собственного мастера в Португалии, сохраняя право инспекции за Грандмастером в Кастилии.
Под давлением протестов Кастилии, это условие было отменено папами Целестином V и Бонифацием VIII (1295 г.) До избрания папы Иоанна XXII португальские братья избрали собственного магистра, Дона Лоуренсо Эанеша, Гранд-командора ордена. Кастильский гранд-мастер Д.Диего Муньис изгнал португальских братьев и направил послов в Рим, ища буллы в поддержку от Николая IV. Иоанн XXII издал в 1317 г. буллу "Inter caetera", утверждающую в очередной раз подчинение португальских братьев Сантьяго Кастилии. Дон Диниш апеллировал к Риму, направив делегатов с просьбой пересмотреть это решение. Папа приказал в 1319 г. возбудить расследование через архиепископов Браги и Комплстелла. Данный спор был разрешен лишь папой Евгением IV , признавшим независимость ордена Сантьяго в Португалии от ордена в Кастилии. Впоследствии Николай V распространил привилегии кастильского ордена на португальский Орден Сантьяго (см, Орден Сантьяго Меча).
Аналогичные споры возникли относительно Ависского ордена, особенно после провозглашения магистра ордена в Португалии, Инфанта Дона Жуана, королем Португалии (1385-1433), вопреки кастильским претензиям короля Жуана I.
После восхождения на трон Жуана I правление ордена собралось в Ависской крепости 3 октября 1387 г. и избрало магистром Дона Фернанду Родригеша де Сикейра (Fernando Rodrigues de Siqueira) без вмешательства гранд-мастера Калатравы, и в контексте того, что королевство Кастилия признало авиньонского папу-раскольника Клемента VII они апеллировали к Урбану VI в Риме одобрить избрание без утверждения гранд-мастером Калатравы, вопреки предписанному Статутами ордена.
Бонифаций IX подтвердил избрание магистра 9 ноября 1389.
Когда гранд-мастер Калатравы, Дон Гонзало Нунес де Гузман (Don Gonzalo Nunez de Guzman), прибыл в Португалию с визитом Ависского ордена, король Жуан I приказал магистру ависсцев Д. Фернанду Родригешу де Сикейра принять гранд-мастера Калатравы со всеми почестями, подобающими персоне такого ранга, в качестве гостя, но не принимать его как прелата или вышестоящее руководство.
Возник долгий диспут между королевством Кастилии и гранд-мастером Калатравы, чья власть не признавалась португальскими рыцарями, несмотря на успешные апелляции в Рим и Бастлский совет в 1436 г.
Диспут завершился лишь в 1440 г. с папским признанием независимости орденов Сантьяго и Авиш от Кастилии буллой папы Евгения IV в правление короля Афонсу V и регентства его дяди, Д.Педру, Герцога Коимбры.
После кончины последнего избранного магистра, Д.Фернанду Родригешу де Сикейра, в правление Дуарте I, управление орденом было передано королевской семье до 1551 г., когда оно было утверждено за королем папой Юлианом III.
В 1789 г. по просьбе Марии I папа Пий VI одобрил секуляризацию орденов. Таким образом, ордена стали носить рыцарский аристократический характер, говоря о рыцарях ложи.
В 1894 г. орден вновь подвергнут реформе в соответствии с принципами Конституционной Хартии и стал носить имя «Королевский военный орден Св. Бенедикта Ависского», и включать три класса: Рыцарь Великого Креста, Гранд-офицер и Рыцарь.
После Гранд-мастера, короля, следовала должность гранд-командора, которым назначался обычно крон-принц Португалии. В орден посвящались только военные.
При Республике
В 1910 г. Республика упразднила ордена, но в 1917-18 гг., в конце войны, некоторые из них были восстановлены в качестве государственных наград за выдающиеся заслуги перед государством, должность гранд-мастера при этом была закреплена за главой государства – Президентом Республики.
Ависский орден был таким образом восстановлен и реорганизован в 1918 г. под именем Ависского Военного Ордена, и присуждался военнослужащим с пятью степенями отличия. Орденом награждались португальские офицеры армии и флота , а также иностранцы за военные заслуги .
Статуты ордена несколько раз пересматривались вместе с другими наградами при Первой Республике (1910-1926), затем в 1962 г. и в 1986.
Орден после реформы 1986 г.
Президент Республики является гранд-мастером ордена.
Ависский военный орден вместе с военными орденами Христа и Сантьяго Меча образуют группу «Старинных военных орденов», которой управляют Канцлер и Совет из восьми человек, назначаемых Президентом Республики, чтоб оказывать ему помощь как гранд-мастеру во всех вопросах, связанных с управлением орденов.
Орден может присуждаться офицерам вооруженных сил или военных формирований, португальских и иностранных, за выдающиеся военные заслуги.
Орден следует в иерархии за Военным Орденом Христа .
Орден имеет пять рангов: Великого Креста, Гранд офицера, Командора, Офицера и Рыцаря/Леди.
Примечания:
[1] Абу Якуб Юсуф своершил несколько успешных военных кампаний в Ал-Андалусе в 1171-1184, подчинив Валенсию и Мурсию (1172), захватив Caceres и Alcantara у леонского короля и нанеся поражение христианским армиям в португальских Ал-Гарбхе и Эстремадуре. В 1184 г. халиф попытался взять стратегический город Сантарен, к северу от Лиссабона, осадив его. Король Д. Афонсу Энрикеш при помощи Фердинанда II Леонского удержал город, одержав победу над армией халифа. Королю было суждено вскоре умереть на пути в Эвору.
Добавлено (13.08.2007, 22:48)
---------------------------------------------
Источник http://www.igrejabranca.ru/religion/Christ.htm