Альбигойцы
Альбигойцы - ветвь средневековой ереси катаров, развившаяся в Южной Франции в XII-XIII вв. Названы по центру движения - городу Альби. Лидерами движения стали Роже Транкавельи Раймон VI, граф Тулузский. Были преданы анафеме папой Иннокентием III (1209) и стали объектом крестового похода, возглавленного графом Симоном IV де Монфором. Длительная борьба с альбигойцами привела к присоединению графства Тулузского к домену французского короля (1229). Альбигойцы - последователи еретического движения в Западной Европе в XII—XIII веках с центром в Южной Франции — во французском городе Альби в Лангедоке; название одной распространенной в южной Франции церковной секты, усвоившей религиозные принципы катаров и их позднейших последователей — вальденцев.
Сторонники этого направления явились еще в начале XI столетия и вообще считались преемниками манихеев. Они отвергали догматы о триединстве Бога, церковные таинства, почитание креста и икон, не признавали власть папы, предавшего их анафеме; проповедовали апостольское христианство и вели простую, строго нравственную и уединенную жизнь. Поэтому их называли сначала «добрыми людьми», но «людьми темными», а после первого отлучения их от церкви, произнесенного на соборе в Тулузе, созванном папой Каликстом II (1119), стали звать «тулузскими еретиками».
Это отлучение было в 1132 году, подтверждено Иннокентием II. На соборе, созванном лодевским епископом в Ломбе близ Альби в 1176 году, они открыто высказывались насчет своего учения. Несмотря на это, они впоследствии подверглись сильному подозрению, именно в дуализме, отвержении учения о Пресвятой Троице, таинстве причащения и брака, отрицании смерти и воскресения Иисуса Христа и т.п.
Наконец, папа Иннокентий III в 1209 году возбудил крестовый поход против них, ближайшим поводом к которому послужило умерщвление во владениях графа Раймунда Тулузского папского легата и инквизитора Петра Кастельно, на которого возложено было поручение истребить еретиков. Действительною же причиною было желание отнять земли графа Тулузского, ненавидимого за его терпимость к еретикам. Никакой пользы не принесло позорное наказание и бичевание, претерпенное графом от легата Мило, и полученная им от папы ценою больших жертв абсолюция. Легаты — Арнольд, аббат Сито и Мило, взяли приступом главный город его племянника Рожера — Безьер, и приказали умертвить 20000 его жителей без различия вероисповедания. «Господь отличит своих и защитит!» Не лучше обошелся Симон Монфор, граф Лейчестерский, предводительствовавший крестоносцами под руководством легатов, с другими местами во владениях Раймунда и его союзников, из которых Рожер Безьерский погиб в темнице, а король Петр Арагонский убит в сражении при Мюре в 1213 году.
Завоеванные земли папа подарил графу Моныору, в награду за его услуги, но Симон, при переменном военном сча-стии, никогда не мог спокойно владеть своим подарком. При осаде Тулузы (1218) он был убит брошенным из пращи камнем, а его сына Раймунда VI и, по смерти последнего в 1222 году, сына его Раймунда VII принудили возвратить завоеванную землю. Но папская абсолюция снова привлекла разный сброд со всех концов Франции и война продолжалась. С большим мужеством Раймунд VII защищал отцовское наследие против легатов и французского короля Людовика VIII, который умер в походе против еретиков в 1226 году после завоевания Авиньона.
Когда с обеих сторон пали сотни тысяч народа и были опустошены прекраснейшие местности Прованса и Верхнего Лангедока, в 1229 году был заключен мир, по которому Раймунд только за большое денежное вознаграждение освободился от церковного отлучения, уступил Людовику IX Нарбонну вместе с многими владениями и назначил своего зятя, брата Людовика, наследником всех остальных своих земель. Папа присудил эти провинции французскому королю, чтобы усилить его преданность папскому престолу и сделать его тем податливее к приему папских инквизиторов, которые, по большей части доминиканцы, возводили упорствовавших в своих верованиях альбигойцев на костер, или возвращали в лоно католической церкви посредством самых тяжких эпитимий.
Другие альбигойцы бежали на Восток и поселились в Боснии. Но еще в начале XIV века инквизиция усердно работала в этих местах.