Общество Иисуса
Общество Иисуса – это религиозный орден, основанный Святым Игнатием Лольолой (Ignatius Loyola). Определяемый им, как "Компания Иисуса", чтобы указать истинного лидера ордена, и отразить дух его «солдат», название было латинизировано в "Societas Jesu" в Булле Павла III, одобряющей формирование нового ордена и первую формулу его Института ("Regimini militantis ecclesia", 27 сентября 1540 года). Термин "иезуит" (происходит с пятнадцатого столетия, означая тот, кто использовал слишком часто или принял имя Иисуса), был сначала применен к обществу в упрек (1544-52 гг.), и никогда не использовался основателем ордена, хотя участники и «друзья» общества вовремя приняли название в его современном понимании. Общество занимает место среди религиозных институтов как нищенствующий орден иеромонахов, то есть, тела священников, организованных для апостольской работы, согласно религиозному уставу, а милостыня – это их поддержка [Буллы Пия V, "Dum indefessae", 7 июля 1571 года; Григория XIII, "Домино Асенденте", 25 мая 1585 года]. Как объяснял сам основатель ордена Игнатий Лольола, начал свою самореформу, и вербовку последователей, полностью охваченных идеей имитации Христа, и первоначально он не имел плана относительно создания религиозного ордена или цели проявить внимание к ежедневным потребностям того времени. Неожиданным препятствием для служения своим идеям было то, что он предложил свои услуги Папе Римскому, и назвал свою идею "Христос на Землю". Папа принял идею и поручил Игнатию развивать свою мысль и участвовать работе по созданию ордена. Орден начал развивается под покровительством Папы Римского, и начал распространение в различные страны, а Игнатий был уполномочен составить Устав и правила Ордена. Это он делал медленно и систематически; сначала были разработаны вводящие правила и традиции, затем он посмотрел на их применяемость и как они работают, а впоследствии продолжал дальнейшую доработку. Он не шифровал (не вносил кодировку, как было принято при разработке уставов религиозных орденов) их в течение первых шести лет. Затем три года были отданы формулировке законов, мудрость которых была доказана экспериментами. За последние шесть лет жизни Святого Устав и правила, им составленные, были, наконец, пересмотрены и осуществлены всюду. Эта последовательность событий объясняет, почему общество, которое хотя и посвящено следованию жизни Христа, также превосходно приспособилось к потребностям своего времени. К Ордену начали проявлять внимание прежде, чем Игнатий Лольола начал издавать законы; и его законодательство было кодификацией тех мер, которые были доказаны опытом, и направлены на сохранение предварительного религиозного принципа среди мужчин, фактически преданных требованиям Церкви, и мало чем отличался от современных правил поведения и жизни монахов.
Общество не было основано с общепризнанным намерением выступить против Протестантства. Ни папские письма одобрения, ни Устав ордена не упоминают борьбу с протистанизмом, как цель основания ордена. Когда Игнатий начал посвящать себя служению Церкви, он вероятно, даже не услышал об именах Протестантских Реформаторов эпохи Реформации. Его ранний план был скорее преобразованием Мусульман в христианство, идея, которая, спустя несколько десятилетий после заключительного триумфа христиан над маврами в Испании, должно быть, настоятельно укрепилась в менталитете галантных испанцев, которые до сегодняшнего дня являются очень набожным народов и ярыми приверженцами католической веры.
Название "Societas Jesu" родилось в соответствии с военным орденом, одобренным и рекомендуемым Папой Римским Пием II в 1450 году, цель которого состояла в том, чтобы бороться против турок, и помогать в распространении христианской веры. Ранних Иезуитов Игнатий сначала направил к языческим землям и в католические страны; в Протестантские страны они направлялись только после специального запроса Папы Римского, а в Германию, родину Реформации, при срочном ходатайстве имперского посла.
С самого начала миссионерские труды Иезуитов среди язычников Индии, Японии, Китая, Канады, Центральной и Южной Америки были столь же важны, как их деятельность в христианских странах. Поскольку их целью в обществе было распространение и укрепление католической веры всюду, Иезуиты естественно пытались противодействовать распространению Протестантства. Они стали главными инструментами контрреформации; завоевав южную и западную Германию и Австрию для Церкви, и сохранение католической веры во Франции и других странах обязано преимущественно их стремлениям.