[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Средние Века
maxsysДата: Среда, 01.08.2007, 18:11 | Сообщение # 1
Брат Ордена
Группа: Магистрат
Сообщений: 2432
Репутация: 66
Статус: Offline
Эпоха средних веков охватывает период со второй половины пятого века (начальной точкой здесь служит взятие Рима Одоакром в 476 и окончательное падение Западной Римской империи) до второй половины пятнадцатого века (в качестве рубежа средних веков называют взятие Константинополя турками-османами в 1453, начало печатания книг Гуттенбергом (середина пятнадцатого века) и открытие в 1492 Колумбом Америки), то есть лежит в промежутке, занимающим примерно тысячу лет. Этот промежуток обычно делят на раннее средневековье (середина 5-го — 10 в.), зрелое, или высокое средневековье (10-13 вв.) и позднее (13-15 вв.).

В числе основных черт, определивших облик средневековой культуры, следует указать на христианский Канон, сформировавшийся еще во времена поздней римской империи, элементы античной культуры и культур народов Европы, оставшихся вне греко-римского ареала.
В средневековье продолжился начавшийся еще во времена античности процесс адаптации научного знания и модели светского образования к христианству. Важнейшим из результатов этого процесса стало создание картины мира, сочетающей в себе терминологию и многие положения аристотелевской метафизики с библейским учением о сотворении мира. Подобный процесс адаптации шел и в низовой культуре, где христианское богослужение вступало в соприкосновение с народными верованиями.

Одним из самых заметных результатов этого соприкосновения был распространившийся по всей Европе культ святых. Однако и в высокой, и в низкой культуре данный процесс был сопряжен со значительными трудностями. В качестве примера можно привести осуждение церковью так называемых Парижских Аверроистов — философского направления, признающего аристотелевскую идею о вечности мира, крестовые походы против еретических учений катаров, вальденсов и др.

От античного Рима Средние века заимствовали главную политическую идею эпохи — мысль о единой христианской империи. В средневековье было сделано несколько попыток объединить весь западный христианский мир под властью единого императора. Однако осуществить этот идеал помешал ряд причин. Во-первых, слабость институтов власти, делавшей любую средневековую империю в достаточной мере эфемерной и недолговечной. Во-вторых, средневековая мысль относилась с подозрением к фигуре императора: все знали, что предсказанный в Апокалипсисе Антихрист придет в мир в облике императора.

Третьей причиной была «эксцентричность» самого христианского мира: мир имел два политических центра — императора и папу, а святой город Иерусалим, помещаемый на средневековых географических картах в центр земли, находился либо за пределами христианского мира, либо (на недолгое время завоевания крестоносцами Палестины) на его периферии. Именно эксцентричность христианского мира вызвала к жизни такие феномены средневековья как паломничество, крестовые походы на Восток, литературный образ странствующего рыцаря.

Для современного мышления средневековый мир представляется, по сравнению с мифической античностью и прозаическим Новым временем, миром волшебной сказки с темным лесом, таинственным замком, прекрасной дамой и отважным рыцарем, совершающим подвиги в ее честь.

Что касается развития материальной культуры и техники, то в эпоху средних веков христианский мир в целом вступил в состоянии крайне слабой технической вооруженности, и многие нововведения этого времени были лишь «переоткрытием» уже известного в античности. Так были открыты заново и усовершенствованы в 10 в. водяная, а в 12 в. — ветряная мельницы. К собственно средневековым открытиям можно отнести кривошип, домкрат, хомут, получение алхимиками некоторых кислот; около 1300 года появились первые веретенные механические часы, уже ближе к концу средневековья — очки. Этот перечень новаций, основывающийся на материале западной культуры, можно продолжать, но очевидно, что общим их признаком является непосредственная практическая применимость.

Имена и памятники:

Раннее Средневековье. Церкви лангобардов и мавзолей Теодориха в Италии (5-6 вв.). Каролингское возрождение (8-9 вв.) Алкуин. Дворцовый комплекс Карла Великого в Ахене (8-9 вв.).

Высокое средневековье. Романская архитектура — здание-крепость; олицетворение ненадежности власти на пространствах раннесредневековых империй.

Готика как городская архитектура (центр города, укрепленного и часто самоуправляющегося; власть локализуется и становится более реальной ) — уменьшение веса конструкции, устремленность ввысь, более широкие проемы окон, витраж как выражение метафизики света.
Абеляр и спор об универсалиях. Рыцарский роман, Кретьен де Труа. Запись исторических поэм: «Песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде» и др.

Позднее средневековье.
«Сумма теологии» Фомы Аквинского — самый совершенный опыт синтеза «языческой мудрости» и «божественного Откровения».
Мистика, Майстер Экхарт. Инквизиция и монашеские ордена как средство борьбы с ересями.
Университеты.

---------------------------------------------

Средневековье
Средние века — искусственный термин, принятый для обозначения эпохи, которая отделяла античность, т. е. греко-римскую древность, от ее «возрождения» в 15-16 вв. Долгое время отношение к Средневековью носило исключительно негативный характер: его искусство считалось грубым за свое несоответствие нормам идеальной классической формы, культура — примитивной, доминирование в это время религиозного мировоззрения воспринималось как «реакционное» засилье Церкви.

Начало Средневековья можно отсчитывать от нескольких дат: падения Западной Римской империи, нашествия варваров и образования первых варварских государств на территории Европы; важнейшим рубежом, конечно, является рождение христианской цивилизации, пришедшей на смену греко-римской античной, т. е. языческой. Европейский мир принимает христианский облик, начиная с 4 в.

Концом средневековой эпохи обычно принято считать 15 в. (падение Византийской (Римской) империи в 1453, начало эпохи Великих географических открытий, революционные преобразования в искусстве, начало Реформации), иногда Средневековье продлевается до 17 в., века Английской революции, коренных изменений в области науки и техники, промышленного производства, или 18 в. (до Великой Французской революции), или наоборот, переносится в более раннюю эпоху — 13 и 14 вв., эпоху Данте, Джотто и св. Франциска Ассизского.

Несмотря на политическую раздробленность Европы, представлявшей пеструю и быстро меняющуюся мозаику народов, государств и государственных образований, на разные пути культур разных народов, были и объединяющие начала, основными из которых были: память о римском наследстве (римское право, в основных своих формах распространенное по всей территории Европы, римские города, традиции городской жизни), христианская религия, латинский язык, ставший основой романских языков и являвшийся важной составной частью германских языков, общие процессы искусства. Европу объединяли паломнические дороги к святым местам (самые знаменитые — к гробнице св. апостола Иакова в Сантьяго-де-Компостела), церковная власть папы Римского, который воспринимался всем латинским Западом как наместник апостола Петра и глава всей христианской Церкви, сама организация Римско-католической церкви были стабилизирующей основой всего европейского мира — от Испании до Польши, от Шотландии до Италии. Память о Риме и империи никогда не исчезала в Европе и была основой претензий поднимавшихся крупных держав на все римское имперское наследие.

Политическая карта Средневековья очень изменчива. Эпоха Великого переселения народов, когда Европа представляла собой котел, в котором переплавлялись страны и народы, — период формирования европейских государств. Самыми значительными политическими силами в ранневарварской Европе были государства вестготов, лангобардов, франков, остготов, англо-саксонские королевства. В кон. 8 в. крупнейшей державой становится империя Карла Великого, опиравшегося на предания о могуществе Рима. В искусстве Каролингского возрождения возродился интерес к античности. На развалинах империи Каролингов образовались основные современные государства Европы. В конце 10 в. в искусстве Оттоновского возрождения ощутимы протороманские тендеции, стремление возродить легендарное римское великолепие подчас в варварской его интерпретации. В целом период 5-10 вв. называется дороманским, в 11-12 вв. доминирует романский стиль, который в конце 12 в. сменяется готическим. Поздний архитектурный готический стиль (15-16 вв., т. н. «пламенеющая готика») в некоторых странах (Франция) сосуществовал с искусством Ренессанса. Возрождение, отнесясь с пренебрежением к варварским наследникам Рима, не заметило значимости искусства Средневековья, объявив его варварским. Лишь в 20 в. открылась ценность его художественных исканий, появился интерес к духовному миру Средневековья.

Сообщение отредактировал maxadmin - Среда, 01.08.2007, 18:12
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright Host Order © 2024 Использование материалов, разрешено только с письменного разрешения администратора сайта. По всем вопросам обращайтесь host-order@mail.ru
 
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Хостинг от uCoz
--> Хостинг от uCoz