Меню сайта

Категории каталога
Cтатьи по Medieval 2 Total War [3]
Общая [6]

Мини-чат

Наш опрос
Уважаемые гости нашего замка! Хотим узнать Ваше мнение по материалам нашего сайта?
Всего ответов: 9

Главная » Статьи » Общая

Испания

История Испании: Средневековье

Средневековая Испания

Вестготский период

Вестготы в ИспанииВ 409 году Испания подверглась вторжению огромной армии германских племен, а к 419 году образовалось Вестготское королевство со столицей в Толедо. В 468 король Эйрих расселил своих приверженцев в северной Испании, а после заключения пакта с Римом о своих военных колониях в 476 году, вестготы уже окончательно осели на полуострове. Вскоре римский император Зенон официально признал переход всей Испании под власть Эйриха.
Вестготы приняли арианство, которое было осуждено как ересь на Никейском соборе в 325, и создали касту аристократов. Их жестокое обращение с местным населением, в основном католиками на юге Пиренейского полуострова, послужило причиной мятежа в Бетике (Андалусия) в 552 году. На помощь Атанахильдо, здешнего наместника, провозгласившего себя королём, приходят войска Восточной Римской империи. Византийцы захватывают Бетику и остаются в юго-восточных районах Испании до 7 века.
Король Атанагильд (годы правления 554-567) сделал столицей Толедо и отвоевал Севилью у византийцев.
Его преемник, Леовигильд (568-586), занял в 572 Кордову, реформировал законы в пользу католиков юга и попытался заменить выборную монархию вестготов на наследственную. Король Рекаред (586-601) объявил о своем отказе от арианства и обращении в католицизм, который в 587 году признается государственной религией, тем самым стирая границы между готами и романо-испанцами.
После его смерти наступила арианская реакция, но с восшествием на престол Сисебута (612-621) католичество вновь обрело статус государственной религии.
Первый вестготский король, правивший всей Испанией, Свинтила (621-631) был возведен на престол епископом Исидором Севильским. В это время резиденцией католической церкви становится город Толедо. Правление короля Реккесвинта (653-672) ознаменовалось введением знаменитого свода законов «Либер Юдициорум». Он отменял имевшиеся правовые различия между вестготами и местными народами. После смерти Реккесвинта обострилась борьба между претендентами на престол в условиях выборной монархии. В то же время заметно ослабла власть короля, и непрерывные дворцовые заговоры и мятежи не прекращались вплоть до крушения вестготского государства в 711. Начавшиеся междоусобные войны ослабили вестготское королевство и позволили мусульманам захватить полуостров.

Арабское господство
Сарагоса дворец Альфахерия19 июля 711 года арабские войско под предводительством Тарика высадилось в Тарифе и разбило в битве на реке Гвадалете армию дона Родриго, последнего вестготского короля. Два года спустя вестготы проиграли битве у Сегоюэлы. Эти события предрешили судьбу вестготского королевства. За пять лет арабы заняли почти весь полуостров за исключением Кантабрии и Пиринейской части.
Арабы стали называть захваченные ими земли Аль-Андалуз. До 756 они управлялись губернатором, который формально подчинялся дамасскому халифу. В том же году Абдаррахман I основал независимый Кордовский Эмират, а в 929 Абдаррахман III присвоил себе титул халифа. Этот халифат с центром в Кордове просуществовал до начала 11 века. После 1031 Кордовский халифат распался на множество мелких государств (эмиратов).
В известной мере единство халифата всегда было иллюзорным. Огромные расстояния и трудности сообщения усугублялись расовыми и племенными конфликтами. Между политически господствовавшим арабским меньшинством и берберами, составлявшими большинство мусульманского населения, сложились крайне враждебные отношения. Этот антагонизм еще больше обострился из-за того, что лучшие земли доставались арабам. Положение усугублялось наличием прослоек мулади и мосарабов - местного населения, в той или иной степени испытавшего мусульманское влиян
Господство веротерпимых мавров на юге приводит к культурному и экономическому подъёму. В северных королевствах полуострова (Астурия, Леон, Старая Кастилия) мусульмане фактически не смогли установить господства. Именно здесь усиливается движение христианского сопротивления - реконкиста.Война за освобождение территорий, захваченных маврами, приводит к распаду мавританского государства на изолированные княжества.

Начало Реконкисты
Испания среденвековый замокВ 718 году отряд воинов-христиан под началом легендарного вестготского предводителя Пелайо разбил мусульманскую армию в горной долине Ковадонга. Эта битва отметила начало Реконкисты - отвоевание христианами испанских земель у мусульман. Пелайо и его приемники создали небольшое, но крепкое королевство, в задачу которого вначале входило удерживать мавританцев, а затем, в конце концов вытеснить их дальше на юг.
Постепенно продвигаясь к реке Дуэро, христиане занимали свободные земли, на которые не претендовали мусульмане. В то время образовалась пограничная область Кастилия. Ее название произошло оно от «territorium castelle», что означает «земля зaмков». Мусульманские летописцы в конце 8 века называли ее Аль-Кила (зaмки). На ранних этапах Реконкисты возникли два политических христианских ядра на территории полуострова. Первое – на восточных территориях Испании. Королевство Астурия, которое после перевода двора в Леон в 10 века, стало называться королевством Леон. Графство Кастилия превратилось в независимое королевство в 1035 году. Два года спустя Кастилия объединилась с королевством Леон и тем самым приобрела ведущую политическую роль, а вместе с ней и приоритетные права на земли, отвоеванные у мусульман.
В восточных районах полуострова существовали христианские государства - королевство Наварра, графство Арагон, ставшее королевством в 1035, и различные графства, связанные с королевством франков. Большинство графств имело каталонскую этно-лингвистическую направленность. Центральное место среди них занимало Барселонское графство. Затем возникло графство Каталония, имевшее выход к Средиземному морю, что позволяло вести оживленную морскую торговлю, в частности рабами. В 1137 годуКаталония присоединилась к королевству Арагон. Это государство в 13 в. значительно расширило свою территорию к югу (до Мурсии), присоединив также Балеарские острова.
В 1085 Альфонс VI, король Леона и Кастилии, захватил Толедо, и граница с мусульманским миром переместилась от реки Дуэро до реки Тахо. В 1094 кастильский национальный герой Родриго Диас де Бивар, известный под именем Сид, вошел в Валенсию. Однако эти крупные достижения были не столько результатом рвения крестоносцев, сколько следствием слабости и разобщенности правителей тайф (эмиратов на территории Кордовского халифата). В ходе Реконкисты случалось, что христиане объединялись с мусульманскими правителями или, получив от последних большую мзду (parias), нанимались защищать их от крестоносцев.
В этом смысле показательна судьба Сида. Он родился ок. 1040 в Биваре (близ Бургоса). В 1079 король Альфонс VI послал его в Севилью для сбора дани у мусульманского правителя. Однако вскоре после этого он не поладил с Альфонсом и был изгнан. В восточной Испании он вступил на путь искателя приключений, и именно тогда получил имя Сид (производное от арабского «сеид», то есть «господин»). Сид служил таким мусульманским правителям, как эмир Сарагосы аль-Моктадир, и властителям христианских государств. С 1094 Сид стал править Валенсией. Скончался он в 1099.
Кастильский эпос Песнь о моем Сиде, созданный около 1140 года, восходит к более ранним устным преданиям и достоверно передает многие исторические события. Песнь не является хроникой крестовых походов. Хотя Сид сражается с мусульманами, в этом эпосе злодеями изображены вовсе не они, а христианские князья Карриона, придворные Альфонса VI, тогда как мусульманский друг и союзник Сида, Абенгальвон, превосходит их благородством.

Завершение Реконкисты
Мусульманские эмиры оказались перед выбором: либо постоянно платить дань христианам, либо обратиться за помощью к единоверцам в Северной Африке. мир Севильи Аль-Мутамид обратился за помощью к Альморавидам, создавшим мощное государство в Северной Африке. Альфонсу VI удалось удержать Толедо, но его армия была разбита при Салаке (1086). В 1102 году, спустя три года после смерти Сида, пала и Валенсия.
Альморавиды отстранили от власти правителей тайф и на первых порах смогли объединить Аль-Андалуз. Но их власть ослабела в 1140-е годы, и к концу 12 века их вытеснили Альмохады - мавры из марокканского Атласа. После того, как Альмохады потерпели тяжелое поражение от христиан в битве при Лас-Навас-де-Толоса (1212), их власть пошатнулась.
К этому времени сформировался менталитет крестоносцев, чему активно способствовал Альфонс I Воитель, правивший Арагоном и Наваррой с 1102 по 1134. Во время его правления у мавров была отвоевана большая часть долины реки Эбро, а войска французских крестоносцев взяли такие важные города, как Сарагоса (1118), Тарасона (1110) и Калатаюд (1120). Хотя Альфонс так и не смог осуществить свою мечту о походе в Иерусалим, он дожил до того момента, когда в Арагоне был учрежден духовно-рыцарский орден Тамплиеров, а вскоре в других районах Испании начали свою деятельность ордена Алькантара, Калатрава и Сантьяго. Эти могущественные ордена оказали большую помощь в борьбе с Альмохадами, удерживая стратегически важные пункты и налаживая хозяйство в ряде пограничных районов.
На протяжении 13 века христиане добились значительных успехов и подорвали политическую власть мусульман почти на всем Пиренейском п-ове. Король Арагона Хайме I (годы правления 1213-1276) завоевал Балеарские о
ва, а в 1238 Валенсию. В 1236 король Фердинанд III, объединивший Кастилию и Леон, взял Кордову. Мурсия сдалась кастильцам в 1243, а в 1247 Фердинанд захватил Севилью. Сохранил независимость только мусульманский Гранадский эмират, просуществовавший до 1492.
Реконкиста была обязана своими успехами не только военным действиям христиан. Большую роль сыграла также готовность христиан идти на переговоры с мусульманами и предоставлять им право проживания в христианских государствах, сохраняя свои веру, язык и обычаи. Например, в Валенсии северные территории, а также сам город, были почти полностью очищены от мусульман. А центральные и южные районы населяли в основном мудехары - мусульмане, которым было разрешено остаться на христианских землях. Однако в Андалусии после крупного мусульманского восстания в 1264 почти все мусульмане были выселены.

Позднее Средневековье
Испания средневековые войныВ 14-15 веках Испанию раздирали внутренние конфликты и гражданские войны. С 1350 по 1389 велась длительная борьба за власть в королевстве Кастилия. Она началась с противостояния Педро Жестокого (правил с 1350 по 1369) и союза вельмож во главе с его незаконнорожденным сводным братом Энрике Трастамарским. Обе стороны стремились найти иностранную поддержку, в частности у Франции и Англии, которые были втянуты в Столетнюю войну.
В 1365 изгнанный из страны Энрике Трастамарский при поддержке французских и английских наемников захватил Кастилию и провозгласил себя королем Энрике II.
Бежавший в Байонну (Франция) Педро при поддержке англичан, возвратил себе страну, разбив войска Энрике в сражении при Нахере (1367). Однако французский король Карл V помог Энрике вернуть трон. Войска Педро были разгромлены на равнинах Монтеля в 1369, а сам он погиб в единоборстве со своим сводным братом.
Но угроза существованию Трастамарской династии не исчезла. В 1371 Джон Гонт, герцог Ланкастерский, женился на старшей дочери Педро и стал претендовать на кастильский трон. В спор была вовлечена Португалия. Наследница трона вышла замуж за Хуана I Кастильского (годы правления 1379-1390). Последовавшее вторжение Хуана в Португалию закончилось унизительным поражением в битве при Алжубарроте (1385). Предпринятый в 1386 Ланкастером поход против Кастилии не имел успеха. В дальнейшем кастильцы откупились от его притязаний на трон, и обе стороны согласились на брак между Катариной Ланкастерской, дочерью Гонта, и сыном Хуана I, будущим кастильским королем Энрике III (годы правления 1390-1406).
После смерти Энрике III престол наследовал несовершеннолетний сын Хуан II, однако в 1406-1412 государством фактически правил Фердинанд, младший брат Энрике III, назначенный сорегентом. Кроме того, Фердинанду удалось отстоять свои права на престол в Арагоне после смерти тамошнего бездетного Мартина I в 1395; он правил там в 1412-1416, постоянно вмешиваясь в дела Кастилии и преследуя интересы своей семьи. Его сын Альфонс V Арагонский (годы правления 1416-1458), унаследовавший также сицилийский престол, прежде всего интересовался делами в Италии. Второй сын Хуан II был поглощен делами в Кастилии, хотя в 1425 он стал королем Наварры, а после смерти своего брата в 1458 унаследовал престол в Сицилии и Арагоне. Третий сын, Энрике, стал магистром ордена Сантьяго.
В Кастилии против этих «князей из Арагона» выступал Альваро де Луна, влиятельный фаворит Хуана II. Арагонская партия потерпела поражение в решающей битве при Ольмедо в 1445, но сам Луна впал в немилость и был казнен в 1453. Правление следующего кастильского короля, Энрике IV (1454-1474), привело к анархии. Энрике, не имевший детей от первого брака, развелся и вступил во второй брак. В течение шести лет королева оставалась бесплодной, в чем молва обвиняла ее супруга, получившего прозвище «Бессильный». Когда же у королевы родилась дочь, названная Хуаной, в простом народе и среди знати распространились слухи, что ее отец - не Энрике, а его фаворит Бельтран де ла Куэва. Поэтому Хуана получила презрительную кличку «Бельтранеха» (отродье Бельтрана). Под давлением оппозиционно настроенной знати король подписал декларацию, в которой признал своего брата Альфонса наследником престола, однако объявил эту декларацию недействительной. Тогда представители знати собрались в Авиле (1465), низложили Энрике и провозгласили королем Альфонса. Многие города встали на сторону Энрике, и началась гражданская война, которая продолжалась и после скоропостижной смерти Альфонса в 1468. В качестве условия прекращения мятежа знать выдвинула требование к Энрике назначить наследницей престола свою сводную сестру Изабеллу. Энрике дал на это согласие.
Начало объединения Испании
Испания католические короли В 1469 Изабелла вышла замуж за инфанта Арагонского Фернандо (который войдет в историю под именем испанского короля Фердинанда). После смерти Энрике IV в 1474 Изабелла была объявлена королевой Кастилии, а Фердинанд после смерти своего отца Хуана II в 1479 занял престол Арагона. Так совершилось объединение крупнейших королевств Испании. В 1492 пал последний оплот мавров на Пиренейском полуострове - Гранадский эмират. В том же году Колумб при поддержке Изабеллы совершил свою первую экспедицию в Новый Свет. В 1512 в Кастилию было включено королевство Наварра.
Средиземноморские приобретения Арагона имели важные последствия для всей Испании. Сначала под контроль Арагона попали Балеарские острова, Корсика и Сардиния, затем Сицилия. В правление Альфонса V (1416-1458) была завоевана Южная Италия. Чтобы управлять вновь приобретенными землями, короли назначали наместников или прокураторов (procuradores). Еще в конце 14 в. такие наместники (или вице-короли) появились в Сардинии, на Сицилии и Майорке. Аналогичная структура управления была воспроизведена в Арагоне, Каталонии и Валенсии в связи с тем, что Альфонс V надолго отлучался в Италию.
Власть монархов и королевских чиновников была ограничена кортесами (парламентами). В отличие от Кастилии, где кортесы были относительно слабыми, в Арагоне для принятия решений по всем важным законопроектам и финансовым вопросам было необходимо получить согласие кортесов. Между заседаниями кортесов королевских чиновников контролировали постоянные комитеты. Для надзора за деятельностью кортесов еще в конце 13 века были созданы делегации городов. В 1359 в Каталонии была сформирована Генеральная депутация, главные полномочия которой сводились к сбору налогов и расходованию денежных средств. Сходные учреждения были созданы в Арагоне (1412) и Валенсии (1419).
Кортесы, будучи отнюдь не демократическими органами, представляли и отстаивали интересы зажиточных слоев населения в городах и сельской местности. Если в Кастилии кортесы были послушным орудием абсолютной монархии, особенно во время правления Хуана II, то в королевстве Арагон и входившей в его состав Каталонии была осуществлена другая концепция власти. Она исходила из того, что политическая власть изначально устанавливается свободными людьми путем заключения договора власть имущих с народом, в котором оговариваются права и обязанности обеих сторон. Соответственно, любое нарушение договоренности со стороны королевской власти считается проявлением тирании.
Такая договоренность между монархией и крестьянством существовала во время восстаний т.н. ременсов (крепостных) в 15 веке. Выступления в Каталонии были направлены против ужесточения повинностей и закрепощения крестьян, особенно активизировались в середине 15 века и стали поводом для гражданской войны 1462-1472 между каталонской Генеральной депутацией, поддерживавшей землевладельцев, и монархией, которая вступилась за крестьян. В 1455 Альфонс V отменил некоторые феодальные повинности, но лишь после очередного подъема крестьянского движения Фердинанд V в 1486 подписал в монастыре Гвадалупе (Эстремадура) т.н. «Гвадалупскую сентенцию» об отмене крепостного права, включая наиболее тяжкие феодальные повинности.

Положение евреев
В 12-13 веках христиане с терпимостью относились к еврейской и исламской культуре. Но к концу 13 и на протяжении 14 веков их мирное сосуществование было нарушено. Растущая волна антисемитизма достигла пика во время массовой резни евреев в 1391 году.
Хотя в 13 веке евреи составляли менее 2% населения Испании, они играли важную роль в материальной и духовной жизни общества. Тем не менее, евреи жили обособленно от христианского населения, в собственных общинах с синагогами и кошерными лавками. Сегрегации способствовали христианские власти, предписывавшие выделять евреям в городах особые кварталы - альхама. Например, в городе Херес-де-ла-Фронтера еврейский квартал был отделен стеной с воротами.
Еврейским общинам предоставлялась значительная самостоятельность в управлении собственными делами. В среде евреев, как и в среде горожан-христиан, постепенно выделялись зажиточные семьи, приобретавшие большое влияние. Несмотря на политические, социальные и экономические ограничения, еврейские ученые внесли большой вклад в развитие испанского общества и культуры. Благодаря прекрасному знанию иностранных языков они выполняли дипломатические поручения и христиан, и мусульман. Евреи сыграли ключевую роль в распространении достижений греческих и арабских ученых в Испании и других странах Западной Европы.
Тем не менее, в конце 14 - начале 15 ввеков евреи подвергались жестоким преследованиям. Многие были насильственно обращены в христианство, превратившись в конверсос. Однако конверсос часто оставались жить в городских еврейских общинах и продолжали заниматься традиционными для евреев занятиями. Ситуация осложнялась и тем, что немало конверсос, разбогатев, проникли в среду олигархии таких городов, как Бургос, Толедо, Севилья и Кордова, а также заняли важные посты в королевской администрации.
В 1478 году была учреждена испанская инквизиция во главе с Томасом де Торквемадой. В первую очередь она обратила внимание на евреев и мусульман, принявших христианскую веру. От них пытками добивались «признания» в ереси, после чего обычно казнили через сожжение. В 1492 все некрещеные евреи были изгнаны из Испании: почти 200 тысяч человек эмигрировали в Северную Африку, Турцию, на Балканы. Большинство мусульман под угрозой изгнания приняли христианство.

Категория: Общая | Добавил: Тэмуджин (13.04.2009)
Просмотров: 2476 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 greatempire  
Уважаемая администрация сайта http://host-order.clan.su
Наш сайт (http://www.greatempire.ucoz.ua) предлагает Вам обмен ссылками, т. е. мы делаем ссылку на Вас, а Вы на наш ресурс. Если Вам интересно наше предложение, напишите нам на alexxx1994@mail.ru
С наилучшими пожеланиями, администрация сайта http://www.greatempire.ucoz.ua

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz